Статистика

Рейтинг@Mail.ru

Designed by:
Couleman: Теодицея

Отзыв-рецензия на фильм
"Секретные материалы: хочу верить"





Ввиду немалого количества отрицательных и просто странных отзывов о последних "Секретных материалах", решил сам изложить о них некоторые мысли. Собственно, обывательскую критику этого фильма, в принципе, можно разделить на два основных потока: первый -- это "фильм ваапще па всем статьям полное гавно"; второй - "фильм как триллер не плох, заставляет поёжиться, поволноваться, но ничего умного и оригинального в нём нет, а хотелось бы, это ж всё-таки не какая-нибудь идиотская "Блондинка в шоколаде", а "Секретные материалы"!" Если вы разделяете одну из этих относительно популярных точек зрения, то Вы, возможно, просто никогда глубоким образом не испытывали сомнений в своей внутренней вере и, более, чем вероятно, очень плохо знакомы с историей философии и христианской теологией, в частности, с католической (и не только) теодицеей.

"Теодицея" - это, дословно, "оправдание Бога", т.е. попытка совместить веру в существование Всевышнего и огромное количество зла и страданий в этом мире, попытка как-то "оправдать" Бога в якобы "несовершенстве" мира, который Он создал. Античные и средневековые гностики, кстати говоря, так и не смогли этого сделать, и стали считать, что, либо сущее является ошибкой Творца, либо Творец является злым богом.

Спустя многие века после заката гностицизма вопрос теодицеи остаётся весьма существенным, например выдающийся русский философ Бердяев, считал существование зла и страданий главным опорным пунктом атеизма и, тем самым, одной из причин, породившей нашу атеистическую антигосударственную интеллегенцию 19-ого века, ставшей, кстати, по его мнению "матерью" революции 1917-го года. Русский интеллигент той поры был очень чувствителен к неправдам этого мира и не мог оправдать Бога, его создавшего. Отчего и переставал верить в Его существование.

Возможно удивлю вас, но даже для христианской традиции возмущение перед Богом из-за людских страданий не является чем-то крамольным, приведу отрывок из интервью газете "Трибуна" профессора богословия диакона А.Кураева:

"-- Архиепископ Кентербейский Роуэн Уильямс, глава англиканской церкви, сказал, что трагедия в Беслане заставила его «на мгновение усомниться в существовании Бога». Помнится, такие же мысли высказывали свидетели спитакской трагедии в Армении. Невозможно принять страдание и смерть безвинных детей.

Это высказывание не должно так уж шокировать людей, которые хотя бы немного знают историю христианской мысли и мистики. В Ветхом Завете пророки нередко дерзят Богу: «Господи, где Ты? Ты уснул, проснись, восстани, Господи!». И христианские святые -- скажем, святитель Григорий Богослов, а затем и преподобный Феодор Студит -- в минуты самых тяжелых церковных и национальных кризисов цитировали евангельские слова: «Христос спит» (в Евангелии и в самом деле повествуется, что во время бури на Генисаретском озере Христос спал и перепуганные апостолы Его будили). Так что если человек испуганно озирается и вдруг восклицает: «Где же Ты, Господи!» - то это не есть какая-то антихристианская или атеистическая интонация. Крик к Богу, ощущение ужаса от того, что ты не чувствуешь Господа рядом с собой -- это, напротив, выражение живых отношений с Богом."

Великолепно раскрыт данный вопрос у Достоевского в притче о "Великом инквизиторе" (в его романе "Братья Карамазовы"), где Фёдор Михайлович предстаёт выдающимся христианским апологетом и философом теодицеи. Раскрывая христианскую интерпретацию существования зла, он показывает, что оно является следствием человеческой свободы, данной нам Богом. То есть, свобода возможна только тогда, когда есть хотя бы минимальный выбор. Вот у нас и есть выбор: быть с Богом или вне Бога. По Достоевскому (и с позиций христианской теологии) Господь зла не создавал, оно не имеет какой-либо сущности, но лишь является выбором "вне Бога". Бог -- это всё лучшее, высшее, из всего, что только возможно, и если б мы находились "в Нём", то не испытывали ни зла, ни какого-либо страдания. Но при отсутствии выбора "быть с Богом или вне Бога" -- у нас не было бы свободы. А именно она является одной из главных христианских ценностей. Такое понимание свободы пропитывает всю европейскую культуру и, например, именно из жажды свободы возникла философия экзистенциализма.

Я не хочу сказать, что создатели "Икс-файлс-2" непременно читали Достоевского и Бердяева или, например, Лейбница (философа, который и ввёл понятие "теодицеи"), Фому Аквинского и Григория Паламу (великие средневековые христианские богословы и мыслители), и уж точно они не читали Кураева. И я не говорю, что они обязательно хотели показать в фильме столь высокие материи. Но я непременно настаиваю на том, что у этих создателей достаточно высокий интеллектуальный уровень, который явным образом просматривается в фильме. Да и обращение в сюжете к христианской тематике уже само по себе говорит хотя бы о минимальном знании предмета людьми, писавшими сценарий (Спотницем и Картером). Уж точно не стали бы они сюжет сочинять, ничего по основной его теме в руках не держав, так что авторам сценария, более чем вероятно, пришлось почитать определённую литературу по этому вопросу.

Для меня приятным сюрпризом было окончание сериала в криптохристианских тонах. В заключительной серии Малдер и Скалли узнают, что в 2012-ом году Землю поработят пришельцы, и они не в силах этого изменить. Малдера при этом в последнем (9-ом) сезоне сериала разыскивало ФБР, и в начале той завершающей серии его поймали, когда он проник на территорию штаба тайного мирового правительства. Неофициальный суд приговорил Малдера к смерти, но при помощи других героев "Секретных материалов" ему удалось бежать. Но вследствие данных событий он потерял свою веру. Его вера исчезает, как только Малдер узнаёт, что его деятельность бесполезна, и в скором будущем наш мир точно ждёт инопланетная колонизация. Но как только он теряет свою веру, в ход событий вмешиваются высшие (или, если хотите, потусторонние) силы -- Малдер начинает видеть призраков погибших героев "икс-файлов" (Крайчека, Мистера Х, Одиноких Стрелков), причём эти силы появляются не впервые -- Малдеру и ранее в сериале являлись мёртвые. В финальной сцене главные герои говорят о вере и Малдер признаётся, что её потерял. Но тут же говорит, что у него теперь другая вера -- в том, что ему помогут эти потусторонние силы, Скалли при этом вторит ему, что тогда у них одна вера, при этих словах Малдер касается крестика, висящего у неё на шее.

Эта серия полностью отображает христианскую эсхатологию (учение о судьбах мира и, в частности, о его конце), где утверждается, что в земной истории добро проиграет, и в финальной стадии времён силы зла получят мировую власть. Надеятся на какую-либо перспективу в материальной, не-божественной плоскости мирового будущего для христианина является наивным оптимизмом. Но стоит верить в плоскость не материальную -- только в Боге можно найти спасение, спасение в будущем мире тотального зла. Кроме того, большинством христианских конспирологов утверждается, что антихрист (сатанинская калька Христа, человек зла, в руках которого по христианским предсказаниям и будет в конце времён вся земная власть) придёт к мировому господству с помощью всемирного правительства, которое составляют масонские и парамасонские ложи, иллюминаты, организации и ордена оккультной и сатанинской направленности. Также и в сериале пришельцы проводят свои действия, взаимодействуя с влиятельной надправительственной структурой -- Консорциумом (Синдикатом).