Статистика

Рейтинг@Mail.ru

Designed by:
Love: Проба обзора истины второго фильма

Автор: LOVE


Уже неоднократно писала свои отзывы о фильме, а теперь попробую поэкспериментировать.
Все чистое имхо

Фильм «Секретные материалы: Я хочу верить» для многих стал просто набором кадров, диалогов и невзрачной картинки. Монстр неубедителен, герои постарели и сникли, нет динамики, нет жизни. Так ли это?

Отвечу только от себя. Четкое: нет. Мы (Love и ее альтер эго :) ) видим в фильме три линии: Скалли и Вера, Малдер и Скалли, Малдер и Расследование.

Как бы ни прискорбно было для некоторых, но отдельной нити паранормального в фильме нет, только вкупе с чем-то еще. Да и такое ли уж небывалое показано в фильме? Есть документальные факты (и я надеюсь, скоро они появятся на Портале), когда русские ученые проводили опыты, подобно тем, что описаны в фильме. Это факт, как кивок в сторону жуткой действительности и желания людей пластать свое тело в поисках вечной жизни. Но я отвлекаюсь.

***

Каждая из трех линий очень сложна для восприятия и, особенно, для попытки суждения.

Скалли и вера.

Не оговариваю, какая вера, потому что сильная женщина – идеал с точки зрения всевозможных испытаний. Попробую пояснить, что я имею в виду. Скалли потеряла отца и сестру. Скалли испытала на себе дыхание смерти при борьбе с раком. Скалли потеряла Эмили. Скалли потеряла Малдера. Скалли потеряла Стрелков. Скалли потеряла Уильяма. Как один человек может все это пережить?

Только благодаря вере.

Скалли обрела веру. Скалли обрела Малдера вновь.

Всего два плюса, против огромной толпы минусов, но каждый из этих плюсов настолько силен и настолько значим, что остальное меркнет перед глазами. Она верит в то, что Малдеру нужен глоток свежего воздуха. Она верит в его способности и верит в их совместные силы. Она верит в медицину, и ничто не способно ее сломить и отказаться от борьбы за жизнь.

Только ли из-за Уилла она так привязалась к Кристиану?

Мне думается, нет. Скалли сама прошла путь от признания необратимого, до борьбы и победы. И ее постоянная вера, причем не только слепая вера, но и активные попытки что-то предпринять, и делают ее такой, какая она есть. Это разглядел в ней Малдер. Не настырность в научных суждениях, а веру в них. Не твердолобость, а в опять же, веру. Доверившись своим чувствам, пусть даже если знаки ей были даны устами педофила, она смогла поверить вновь, и отыскать Малдера в финальных аккордах фильма.

Быть может многие юные умы скажут, что она просто трусиха и бросила Малдера, пошла на попятную, едва он вылез из раковины. А как запахло жареным, вновь показала отвагу в борьбе за свое?

Пусть юные умы набираются опыта.

А мотивы веры… какие для нее нужны мотивы?

Скалли верит в Малдера и в то, что он справится с любым делом. Не хочет терять его, не хочет, чтобы он отдалялся и, вновь встав в позу ищейки, гнался за тьмой с фонариком на пальчиковых батарейках, но верит, что ему и это по силам. Именно поэтому она готова отступить и отпустить, хотя и безумно страшиться всего того, что свалилось на нее, на него, на них.

Трудно ли верить в любовь и прощение, в науку и Бога?

Мне думается, неимоверно трудно.

Скалли и вера – одна из глубоких, не поверхностных линий фильма.

Скалли и Малдер.

Одна из самых долгожданных линий. Они вместе, рядом. Теперь навсегда. Но, их союз – это нечто большее, чем просто брак или сожительство. Как говорят сами актеры, такие отношения не развить с годами, не получить в браке, и уже тем более не выиграть просто так. Они не стали друг другу близки за 5 секунд, как будто героев стукнули мешками по голове. Отношения полнейшего доверия, любви, готовности отдать друг за друга любой выкуп, будь то горящее сердце как Данко, или попросту такую малость, как жизнь.

Но у медали не может быть одной стороны всепоглощающей любви понимания.

Страх друг за друга – оборотная сторона медали, вот то, что мы видим в фильме. Малдеру нужна Скалли, нужна как воздух. Скалли нужен Малдер, любой, хоть задумчивый, хоть деятельный, хоть сломленный на некоторое время, хоть полный новых идей.

Первый диалог: ей впервые за долгое время выпадает шанс вернуть его интерес не только к их семье, а к действиям. Вернуть интерес к работе. Упускать шанс сделать его счастливым она не может. А он не может ухватиться за этот шанс в одиночку. Какая же они пара, команда, если рядом не будет Скалли? Кто сказал, что глупо паре работать рядом? Нет таких правил, нет таких законов. Вместе они дополняют друг друга настолько идеально, насколько позволяет наш мир, наполненный несовершенством.

Взгляды, жесты – и никаких слов не надо, чтобы увидеть, что в их маленьких мир вход посторонним закрыт, заколочен досками, если хотите. Разговор при свете ночи о мальчике и его болезни, она открывает душу только ему. Более такой роскоши никто не удостоится. И она прекрасно знает, что в тот момент может сделать для него. Она может дать ниточку к делу. Очередную зацепку. И хотя душа отчаянно противится, желание помочь любимому находит поддержку разума. Скалли говорит ему в ночи о замеченных фактах в медицинских отчетах. Малдер тут же готов в бой. Он ценит помощь. Они вновь видят, как то, что строилось годами, мирно летит к чертям, как спокойная жизнь в уединении становится лишь мифом. Он несется в непогоду и тьму, вместе с отцом Джо. Она не может себе позволить нестись рядом, от нее с данный момент слишком многое зависит. От нее зависит, как все вернется и вернется ли на круги своя в хрупком балансе веры, любви, понимания, страсти, надежды и необходимости друг в друге. От нее зависит вера мальчика и его родителей в чудо. От нее зависит, что будет дальше в их жизни. Нет, Малдер не стал любить ее меньше, или ценить меньше. Он просто ждал, что она будет всегда рядом. Здесь и сейчас. Не задумываясь о последствиях таких поисков.

Сцена в больнице показывает нам, что попытка выяснить отношения сводиться не к тому, кто кого любит, как у обычных пар, а к тому, кто в ком сильнее нуждается. Он нуждается в ней в расследовании. Она в нем и в его поддержке. А куда приведет их эта связь - отнюдь не тонкая ниточка, а прочными канатами связавшая две судьбы - мы узнаем лишь в конце фильма. Она приведет их океану, бескрайнему как все опасности мира, бурному и соленому, как все слезы мира. И только они двое, он для нее, она для него, будут спасением.

Только такая любовь имеет место быть, чтобы бороться с тьмой.

Мадер и расследование.

Не повезло агенту Монике Беннен, родилась с редкой группой крови. А похитителям не повезло, что Моника оказалась агентом ФБР.

Не повезло Больному раком человеку, что его в детстве совратил отец Джо, и уж куда как не повезло отцу Джо, что его грехи решено было искупить кем-то свыше вот таким способом.

Не повезло Драмми, связываться со сверхъестественным, когда он не верит во всю эту чушь. Не повезло Дакоте Уитни, пришлось жертвовать репутацией, чтобы звать чудика всех времен.

А повезло ли Малдеру? Давайте попробуем поразмышлять.

Сфабрикованное обвинение, бегство, полное забвение, если бы не один лучик во всем этом царстве. Если бы не рыжеволосое чудо. С ней можно пережить все: и то, что лишили смысла к поискам, и то, что больше некуда стремиться ради истины, ведь он ее уже увидел, и то, что день за днем делать абсолютно нечего. А если она приносит весть о том, что его просят помочь? Былые обиды, гнев и злость, презрение к жалким и беспомощным людям в конторе – первая волна эмоций. Жажда действия, желание показать ей в первую очередь, что он все еще тот самый отважный и боевой Малдер – вторая волна.

Спокойный расчет и вера в свои силы, желание снова «искать», пусть не истину, но агента – финальная волна эмоций. Его участие в расследовании похоже на весы. А на чашах весов его вера отцу Джо, и желание видеть Скалли рядом.

Они качаются не без помощи ФБР, то туда, то сюда. Однако ничто не может остановить его. Мне кажется, подспудно Малдер согласен со Скалли - она вовремя остановилась, чтобы потом как всегда остановить его, спасти буквально или фигурально. Так и происходит. Не остановившись, несмотря на то, что в ФБР его больше не просило о помощи, он сам решает наказать зло. Как будто знает, что выходит против армии только лишь с пращой, но все равно упорно идет вперед.

Спасти его может лишь она. Его ангел хранитель.

Что в результате и происходит. Совсем неубедительно выглядит в расследовании ФБР. Куда они смотрели после того, как погибла Дакота Уитни? Почему герой-одиночка пошел в бой, а вовсе не десант бравых солдатиков, которые обладали всеми данными и могли легко накрыть всех магов хирургического ножа? Это расследование началось благодаря сверхъестественному, а закончилось благодаря силе духа и огромной любви.

И в заключение этого огромного монолога.

Фигура отца Джо символизирует не страшилку-предсказателя и то, что в СМ еще есть потусторонние силы. И не победу добра над злом. Фигура отца Джо – это аллегория всего нашего мира. Как мы можем ошибаться, жестоко, гнусно, и как можем молить прощение за грехи. Как хотим верить и стараемся вести других к вере. Как важно не сдаваться.

Вот она, формулировка второго фильма. Не сдаваться.

Скалли – не сдаваться в лечении мальчика. Малдеру – не сдаваться в борьбе с самобичеванием и апатией. Их обоим - не сдаваться в своих глубочайших отношениях. ФБР – не сдаваться и идти вперед к раскрываемости. Кристиану и семье – не сдаваться и верить в успех. Отцу Джо – даже после гибели не сдаваться и ждать прощения. Крису Кратеру и всей команде – не сдаваться и сделать третий фильм. Фанатам – не сдаваться в своей любви.

В поисках истины, Love