Статистика

Рейтинг@Mail.ru

Designed by:
Mally: Не верю! Фан-обзор по пятому сезону Доктора Кто

Дилогия 5-8 и 5-9: "Голодная Земля и "Холодная Кровь"

Странное впечатление от серии. Вроде все поступают правильно, но ты этому почему-то не веришь. Возможно, потому что настоящие поступки героев (Доктора, Эми и Рори) не обоснованы развитием их характеров в предыдущих эпизодах.

Доктор неожиданно снимает маску вечного клоуна и выступает в роли великого гуманиста, наивно и свято верящего в добро всея и всех, когда даже самому тупому ежику ясно, что две развитые и очень разные расы миром на одном шарике не уживутся, если уж даже люди с разным цветом кожи не могут обойтись без войн -- я бы еще поверила в такой поворот в мире Доктора РТД, где правила вера в человечность, но в мире Моффата, где главный принцип "цель оправдывает средства", при всем желании поверить не могу.

Эми как всегда крута, крута, безбрежно и безбожно. Дева, которая то умоляет Доктора спасти ее, трогательно хлопая глазами, то круче любого Джеймса Бонда крадет управляющее устройство из кармана, достает оружие, кидается всех спасать, но в самый последний момент дрейфит, причем "мотивы" такого поведения опять таки совершенно непонятны -- вроде по логике "бой-бабы" она должна была не думать, а стрелять, так нет, вдруг заговорила "трепетность девичья".

Рори, который в предыдущих эпизодах был мил, в основном благодаря актеру, вдруг из "мальчика Эми Понд" превращается в мужчину (в лушчих смыслах этого слова) и едва ли не в самое серьезное действующее лицо серии -- по сути, ведь именно его Доктор оставляет своим заместителем на Земле в то время, когда отправляется вершить дела в ее глубинах. Нет, Рори в эпизоде Холодная Кровь прекрасен. Просто это не тот Рори, которого мы успели узнать, это какой-то другой персонаж, которого играет один и тот же актер, вот в чем штука.

"Ящерицы", сиречь Силурианцы, мне очень понравились -- внешне. А с характерами опять сплошная беда, что несколько удивляет, потому что Крис Чибнелл отлично справлялся с такими вещами в Торчвуде. Правда, там они с Расселом каждый сценарий обговаривали, возможно это помогало Крису лучше проникнуть в суть происходящего. А возможно для полноценного раскрытия мотивов Силурианцев у сценариста просто не хватило времени. В любом случае, почему "ящерицы" спали тысячи лет себе и спали, давая людям развиваться, хотя катастрофа, которая по их мнению должна была все снести с поверхности Земли, уже давным-давно произошла, совершенно не понятно. Равно как не понятно, какого, простите, они вдруг решили все проснуться, когда человеческий бур пробил их кислородный баллон, и еще более непонятно, почему они решили, что это объявление войны. В общем, характер инопланетной расы не удался: "лес Чима" в "Конце Света", Слевины с Раксокорикофаллопаториуса, обжорвер с Клома, винвочи в Конце Времени или исолус из "Бойся ее" вышли намного более живыми и чУждыми, чем прекрасные Силурианцы, которые в плане характера и даже социального строения общества получились практически точной копией людей.

Переговоры между представителями двух земных цивилизаций, которые, судя по всему, рассчитаны на то, чтобы убедить зрителя в том, что люди и Силурианцы это две полные душевного благородства расы, которым мешают достичь мира во всем мире лишь "шоры предубежденности", на деле больше напоминают торги -- мы вам знания и технологии, вы нам Сахару и еще кусок Невады. Ну и Тихий океан в придачу, если мы вам покажем, как лечить рак и спид. И восторженно аплодирующий всему этому Доктор: "Неплохо для первой сессии. Сходства больше, чем различий?" Доктор, тебе ли не знать, что сходство в данном случае гораздо хуже, чем самые большие различия -- если двум людям или каким другим существам жизненно необходим один и тот же предмет, который существует во вселенной в единственном экземпляре, то миром дело закончиться может только в буйной фантазии автора, но никак не в реальной жизни. Так что по сути дела предводительница воинов и мать мальчика правы -- здесь невозможен компромисс, здесь может быть только или-или.

Двенадцатилетний (или около того) ребенок, отворачивающийся от матери в логове похитивших его пришельцев, которые проводили над ним странные опыты, за то, что мама убила одного из этих пришельцев это ремарка, которая, очевидно, должна убедить зрителя, что люди не так уж плохи, на самом деле не дает ничего, кроме еще одного укола -- что-то в этой на первый, поверхностный взгляд такой красивой и умной серии крупно не так, и правитель Силурианцев, предлагающий рискнуть жизнью всей его расы ради того, чтобы спасти горстку людей, что по мнению авторов серии, вероятно, должно убедить зрителя в потенциале благородства Силурианцев, это только подтверждает. Пламенная речь Доктора о том, что землянам дана тысяча лет на то, чтобы смириться с приходом Силурианцев, способна вызвать только горькую усмешку: тысяча лет это слишком мало, чтобы человечество постигло заветы Христа и стало способно на подобные жертвы, и слишком много, чтобы оно не забыло о каких-то там "разумных ящерицах", похороненных в вечной спячке в недрах Земли.

Сцена смерти Рори ужасна -- из-за Эми. Карен Гиллан не может заплакать, Карен Гиллан не может сделать вид, что ее разрывает скорбь... ладно, бог с ним. В конце-концов, многие звезды Голливуда играли еще хуже, но это не мешало им становиться звездами из-за модного типажа, пусть и на очень короткий срок. Так вот, отвратительная игра Карен Гиллан не главная причина в том, что сцена не удалась, главная причина в том, что в эмоции Эми Понд и Доктора не веришь, потому что прежде им всегда было на Рори наплевать. С чего вдруг сейчас такие страдания? Ну умер и умер, господи боже мой, мало что ли умерло кругом народу? Кстати, в связи с этой сценой вспомнился еще один момент "не верю", касающийся уже непосредственно самого Рори -- когда он убеждает оставшихся с ним людей, что Доктору можно верить. С чего бы Рори так возлюбить человека (ладно, существо) в которого до беспамятства влюблена его невеста? И вообще как может Рори призывать верить Доктору, когда тот только и делал, что втравливал его в разные опасные ситуации?

В итоге вся вторая часть дилогии "Голодная Земля - Холодная Кровь" постепенно подводит нас к тому, чтобы наконец осознать в полной мере главный недостаток пятого сезона "Доктора Кто": это не плохая игра Мэтта Смита, и даже не отвратительная игра Карен Гиллан, это не неумение распределять бюджет серий (богатство в одних эпизодах, ужасающая бедность в других) -- это неумение главного сценариста населить мир живыми персонажами. Мы все знали, что Моффат по части характеров не бог весть какой спец, но печальная ирония в том, что лучше всего его хроническая неспособность постичь человеческую душу проявляется не в его собственных сериях, где суетливый экшен забивает буквально все, а в сериях других сценаристов, причем чем сильнее сценарист, тем ярче и пронзительнее контраст. Возьмем например серию "Вампиры Венеции" Тоби Уитхауза, автора очень сложного с точки зрения психологии героев эпизода "Встреча в школе" из эпохи РТД -- там фактически происходит то же самое, что и в дилогии Криса Чибнелла, когда сценарист серии заполняет оставленную Моффатом пустоту согласно собственному разумению, в результате чего мы видим в центральных персонажах проблески чего-то похожего на жизнь, но единой картины развития это не дает, а самое главное, подобные "всплески разума" только подчеркивают отсутствие характера у тех же героев в других эпизодах.

Поэтому, когда в финале серии Доктор говорит "око за око -- это не выход", хочется засмеяться. Для кого не выход, для тебя? После того, как ты, не моргнувши глазом, хотел уничтожить последнего звездного кита, кидался на далеков с дубиной и, наконец, дал сожрать трещине доверившегося тебе Рори? Вообще, как ты можешь спокойно развлекаться в то время, когда трещина поглощает вселенную и отсчет, быть может, уже пошел на секунды?

Положа руку на сердце, Одиннадцатый, разве после всего перечисленного ты -- Доктор?

Спойлерный PS. Про Эми, забывшую Рори, потому что его "засосала" трещина, но прекрасно помнящую взвод солдат из дилогии про Плачущих Ангелов, которых засосала та же трещина: я никогда не была особым фанатом обоснуя, но это уже просто ни в какие, как говорится, ворота. Элементарная то логика в происходящем должна быть, или нет? Хотя обгорелый кусок таблички ТАРДИС, выуженный Доктором из пресловутой трещины выглядел весьма впечатляюще. Прямо таки надежда проснулась -- а вдруг Пятый Сезон со всеми его ляпами тоже трещина поглотит?