Статистика

Рейтинг@Mail.ru

Designed by:
Mally: Трое по цене одного, или Игры вокруг Пятого Сезона


Фан-обзор на тему ситуации, сложившейся вокруг сериала Доктор Кто и его спин-оффов: почему Рассел Т.Дэвис и Теннант ушли так «категорично»; почему бюджет одного из самых успешных проектов BBC за последние пять лет был урезан чуть ли не вдвое, но при этом продолжены съемки не очень популярной Сары-Джейн, а за океаном ждет запуска весьма проблемный с точки зрения зрительских рейтингов Торчвуд.

Прежде чем начать свои рассуждения, хочу оговориться, что они основаны не столько на фактах, сколько на слухах, то есть, это не попытка серьезного расследования, а всего-лишь, как и сказано в заголовке, фан-обзор, то есть размышления заинтересованного зрителя о том, что происходит с любимым шоу.


Итак, мы видели уже две серии нового сезона, и следовательно, можно не просто предполагать, что ж там такое будет, а наконец-то оценить по факту то, что сняли. Скажу сразу -- когда я увидела первую серию «нового» Доктора Кто Стивена Моффата, то была в шоке. Но не потому, что это было очень плохо, нет -- потому, что это было действительно ДЕШЕВО. Помню, как мы все посмеялись, в блогах и на форуме, над словами Стивена, что им уменьшили бюджет, и думаю большинство из нас было уверено, что речь идет о небольшом сокращении, то есть, с уровня бюджета финальных спешлов Десятого Доктора сериал вернут на уровень первого-второго (с момента возобновления в 2005г.) сезона, но... примерно с 20-й минуты «премьерной» серии «Час Одиннадцатый» у меня возникло подозрение, что бюджет сериала урезали значительно больше, а после просмотра второй серии сезона, «Зверь Внизу», я поняла, что речь идет не просто о снижении бюджета, а о принудительном переводе проекта на принципиально иной качественный уровень.

Что это значит? Отнюдь не то, что шоу теперь непременно станет скучным, но экономить будут на всем, начиная с выбора актеров на главные роли (взять молодых и малоизвестных, потому что длительный контракт гораздо дороже, чем временный), и заканчивая музыкой, декорациями и спецэффектами. Что будет больше встроенной рекламы, то есть актеры будут одеты не в сшитые специально для роли костюмы, а в предоставленные каким-нибудь модным домом или просто дорогим магазином, что они будут пользоваться не просто компьютерами и телефонами, а компьютерами и телефонами конкретной фирмы, что кушать в кадре будут, опять же, не просто макароны или фасоль, а макароны или фасоль какой-нибудь популярной марки, причем процесс «кушанья» нам покажут не мельком, а в деталях, чтобы зритель имел возможность как следует рассмотреть упаковки. Ну и в качестве десерта самым популярным производителем напитков в будущем может оказаться всем знакомая кока-кола, пусть даже дело будет происходить на планете змееподобных слизняков. Хотя, конечно, думаю что новая команда столь вопиющих ляпов все же не допустит. Вообще, если подойти к процессу перевода шоу из разряда художественных в коммерческие грамотно и творчески, то действительно можно сделать вполне приличный сериал, средства на который уже в процессе съемки практически на 100% покроет встроенная в него реклама. Так что, учитывая популярность «Доктора Кто», думаю что пятый сезон принесет BBC очень неплохие прибыли, поскольку зрители, полюбившие сериал, просто не смогут взять и перестать его смотреть, потому что «стало скучно». Кто-то будет плеваться, но при этом каждый раз надеяться, что следующая серия все-таки окажется хорошей, а кто-то будет себя уговаривать, что все ерунда, и сериал ничего не потерял -- в любом случае, свою лепту в рейтинг, а значит в доходы телекомпании, внесут оба.

Судя по всему, играть в эту игру руководство BBC намерено до упора: лично я раньше следующего, шестого сезона, глобальных падений рейтингов не жду -- не даром уже прозвучало официальное заявление о том, что утвержден шестой сезон. Просто так ничего не делается, раз решили снимать, это значит одно: их статистика говорит, что сериал, как поезд по инерции, пролетит не только станцию 2010, но и 2011 года. А вот будет ли седьмой сезон, это уже вопрос... на который пока не поживем, ответа не узнаем. Все зависит от того, сколько сериал потеряет зрителей к старту шестого сезона, мне кажется. Если потери в рейтинге составят не более 50%, то есть общий рейтинг сериала упадет до 20 с привычных 40, то думаю, что у «нового» Доктора Кто, основанного командой Стивена Моффата, есть все шансы стать чуть ли не вечным проектом на телеэкранах Великобритании. Правда, ценой этого станет превращение «Доктора Кто» из легенды в обычное «мыло», но кого это волнует, если прибыли будут стабильны? Ведь вкладывать деньги в мега-популярные шедевры дело нынче такое ненадежное...

Вообще, если по правде, крупные художественные проекты, вроде «Властелина Колец», это в финансовом смысле чистейшей воды попадалово, причем уже давно. Да и просто художественное кино, когда во главу угла ставится «идея», и только потом уже бюджет, реклама и прочие реалии жизни. Чтобы было понятно в чем разница, на пальцах: если вы сценарист проекта из разряда «художественный», то сначала вы формулируете концепцию, в том числе пишете сценарий, пусть не в деталях, но такую «добротную рыбу» (или «канву»), и потом уже в этот готовый проект «встраиваете» рекламу и прочее, что поможет отбить часть бюджета; если же у вас проект коммерческий, то прежде чем писать концепт и сюжет вы кладете перед собой список «брендов», которые нужно в ваш сюжет впихнуть, и отсюда как говорится «танцуете». В принципе, при определенной доле удачи и креатива в рамках коммерческого проекта можно сделать вполне качественное кино или что другое, если в целом бюджет достаточно крупный -- рассуждать о том, что талант не продается можно сколько угодно, но без приличных денежных вливаний нынче способны творить только писатели, к сожалению. Так что проблема «нового» Доктора Кто Стивена Моффата не столько в том, что сериал стал коммерческим, сколько в том, что он, увы, стал еще и низкобюджетным, то есть фактически у новой команды, будь она хоть трижды гениальна, нет никакой реальной возможности сохранить прежний уровень шоу даже чисто внешне.

Об этом -- ужасающей бедности «нового» Доктора -- говорит, точнее кричит, буквально все, начиная с заставки, сделанной чуть ли не на обычной пользовательской пэкашке, когда никакой «трехмерности» в помине нет, все плоское, а цвета «неотфильтрованы», так что жемчужно-серые блестящие буквы совершенно теряются на фоне жемчужно-серого дыма «временной воронки», по которой «летит» сине-серая ТАРДИС, и заканчивая знаменитой музыкой Мюррея Голда: ощущение такое, что новых тем нет, вообще, есть только перефразировки старых, то есть от знаменитого и талантливого композитора в сериале осталось лишь имя -- еще один «брэнд», только введенный уже не с целью получить деньги за показ рекламы в кадре, а чтобы удержать зрителя. Ведь старые имена из команды Рассела Т.Дэвиса, которая в 2005 году вытащила «Доктора Кто» из ямы забвения и сделала звездой британского, да и не только британского экрана, это тоже ой какая хорошая «замануха», сиречь способ удержать старого зрителя у экрана как можно дольше, а значит -- не дать рейтингам упасть, а денежкам утечь. Фактически студия BBC сейчас получает за рекламу в пятом сезоне столько же денег, сколько получала за рекламу в сезонах Дэвиса. То есть, по факту, идет откровенная нажива на зрителе, которому в бутылку из-под фирменного «Наполеона» налили «Дагестан» три звездочки производства «Самтрест» -- не важно, что коньячок дармовой и платили за него другие, голова то поутру болит своя, родная...