Статистика

Рейтинг@Mail.ru

Designed by:
Москвичка: "Час Одиннадцатый"

Фан-обзор по первой серии пятого сезона Доктора Кто.

Я вообще-то обзор писать не собиралась, не люблю кушать кактусы. Но потом вспомнила, сколько раз меня упрекали за то, что я критикую трейлеры и промо-фото, говоря, что нужно дождаться серии и уж потом делать выводы, хорошо это или плохо. Что ж, серию я посмотрела. Вердикт: да, плохо. Да, все что было в промо-материалах –- чистая правда, и ничего кроме правды. Но так как быть голословной я не люблю, я перечислю все основные недостатки, ляпы, недочеты, косяки -– а их немало –- что я видела в серии. Хочу подчеркнуть, что это все-таки немного субъективная оценка и кому-то эти недостатки могут и не показаться недостатками.

Чтобы было проще воспринимать материал, я разбила все претензии на несколько категорий.

1. Работа с крупным кадром.
Если в сериях Рассела Т.Дэвиса (далее -– Дэвиса) использование этого приема всегда было к месту и сделано шикарно, тот тут не оставляет постоянное ощущение того, что сделано все наспех и в расчете на быстрый эффект.

1.1. Девочка молится Санте (камера сфокусирована на ней), говорит о трещине в стене, поворачивает голову, чтобы посмотреть на стену, фокусировка на стену, показывают трещину, девочка отворачивает голову и опять фокусировка на ней. Для научно-популярных программ такое подойдет, но в художественном фильме смотрится очень натянуто.

1.2. Если Дэвис давал крупный план одних только глаз, то обычно это был кадр строго в анфас, либо очень короткий, практически секундный навод камеры. У Моффата же камера отслеживает медленное движение глаза, появление белка и еще красных прожилок, что выглядит весьма неэстетично.





1.3. Очень навязчиво демонстрируются роскошные ногти Эмили. Алый маникюр и правда очень красив, но сериал называется все же не "Секс в большом городе".







2. Штампы, трюизмы, банальности и приемы, рассчитанные на дешевый эффект.
2.1. Девочка молит Санту послать ей кого-то-там и ИМЕННО В ЭТОТ МОМЕНТ слышит звук паркующейся Тардис. Очень затертый штамп.

2.2. Доктор, уверенным шагом направляющийся на ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ дело, врезается лицом в дерево. Штамп из самого примитивного мультика или комедии, но Мэтту не достает актерского мастерства и самоиронии, чтобы это выглядело изящно, а не вульгарно.

2.3. В сцене с "дегустацией", где Доктор с кислым видом обозревает кухню и плюется то яблоками, то йогуртом, он выглядит просто невоспитанным люмпеном. И опять же, ему недостает класса очаровательно-небрежного Доктор-Теннанта, который умудрялся в смокинге есть руками и выглядеть превосходно.





А вообще ничего так ситуация, да? Пришел в чужой дом, маленький ребенок ему из своих запасов сготовил несколько блюд, а он очень демонстративно все это выплевывает и выбрасывает. Да, Доктор может быть невоспитанным, но они, простите, не быдло какое!

2.4. Очень-очень-очень необычный вкус Доктора, который с аппетитом ест рыбные палочки со сладким кремом -- а у зрителя автоматически рвотный рефлекс срабатывает. Это тоже крайне примитивный способ подчеркнуть, что Доктор весь из себя необычный. Кстати, Доктору Дэвиса такие уловки были ни к чему, у него аура "внеземности" вполне успешно создавалась при помощи игры и природной харизмы.

2.5. Доктор говорит Эми: "Знаешь, как бывает, когда взрослые говорят тебе, что все будет хорошо, а ты понимаешь, что они врут?" -- "Да" -- "Все будет хорошо!" Затасканный в американских фильмах прием.

2.6. Некто, бьющий Доктора чем-то по лицу (самого "некто" мы не видим), и тут же идет крупный план потерявшего сознание Доктора -- тоже типично голливудский прием.

2.7. Представление зрителю Эми начинается с демонстрации ее длинных ножек. Это тоже весьма распространенный в Голливуде прием, который используют в представлении либо записных красоток, либо нахальных девочек-подростков. Этот фильм точно снимали в Англии?

2.8. Тупость то ли самого Доктора, то ли расчет на тупость зрителя, не видевшего спойлеры –- Доктор "узнает", кто такая Эми, минут через десять экранного времени, в то время как совершенно очевидно, что девушка и есть Эми. Или зрителю дают понять, что они умнее аж самого Доктора? Да и само представление с ором на повышенных тонах "Почему ты сказала шесть месяцев?" -- "А почему ты сказал через пять минут?", и опять же редкая клюква: о Самом Важном, то бишь о том, кто есть Эми, зритель (или Доктор) узнает так вот абсолютно неожиданно. Не говоря уже о том, что вся сцена явный "косплей" с перепалок 10 и Донны.

2.9. Фраза "Этот парень знает что-то об Амели Понд" вообще убила. Опять же, призванная запутать зрителя, она абсурдна с точки зрения логики: Эми живет тут уже много лет, так что совершенно естественно для влезшего в дом злоумышленника знать ее имя. Почему, изображая вызов группы поддержки, она до этого не додумалась –- непонятно.

2.10. Представление Эми-киссограмы. Эффектное снятие шляпы и шикарная рыжая грива –- зачем это? Как будто у женщины-полицейской не может быть приличных волос на голове. Опять же, рассчитано на дешевый эффект.

2.11. Спонтанно возникшая "химия" между Доктором и Эми. Давят на эту тему колоссально, чего стоят постоянные взгляды глаза в глаза на расстоянии пары сантиметров, таскание за галстук или попытка Доктора привести в чувство упавшую в обморок Эми. Или, допустим, Эми, которая на глазах у Рори жадно разглядывает зад Доктора и даже не стесняется этого.





2.12. Разговор про прудик для уток. Попытка сымитировать фирменный приемчик Дэвиса -– во время пиковой ситуации завести разговор о какой-нибудь ерунде. В первый просмотр прокатит. Во второй -– уже очень резко бьет в глаза своей ненужностью, потому что Мэтту для таких финтов элементарно не хватает куража.

2.13. Внутримозговое сканирование Доктором окружающей местности: под щелчки клавиатуры камера быстро облетает всю площадку -- в Матрице подобное смотрелось бы неплохо, в Докторе выглядит чужеродно и нелепо.

2.14. Мыслеформа в образе женщины с двумя девочками. Едва она возникает в коридоре, сразу понятно становится, что это и есть монстр. Причем такой штампованный ход еще и очень затянут во времени.

2.15. Знакомство Доктора с Тардис. Вместо того, чтобы зрителю просто продемонстрировать ее, нам показывают Доктора, с восторгом взирающего на ее содержимое, чтобы заинтриговать и еще исподволь внушить, что Тардис и в самом деле теперь крутая. Проще говоря, откровенно навязывают зрителю мнение о предмете через главного персонажа. Не могу снова не вспомнить Дэвиса -- он никогда не опускался до таких низменных уловок.

2.16. Последний кадр серии –- свадебное платье, попытка заинтриговать зрителя, которая явно не удалась. Понятно же, что никакой свадьбы не будет: Доктор либо привезет ее назад на год позже, чем обещал, либо сама Эми передумает выходить замуж, пока будет путешествовать в Тардис.