Статистика

Рейтинг@Mail.ru

Designed by:
Доктор Кто: фан-обзор второй части Конца Времени

Авторы: Москвичка, Mally.
При участии Suomi и viktoriap63.


Вступление

Новогодние праздники в разгаре (с прошедшими и наступающими всех alt), но главное событие для фанатов сериала Доктор Кто уже в прошлом -- вечером 1 января состоялась премьера последнего выпуска с участием Десятого Доктора в исполнении Дэвида Теннанта и Расселом Т.Дэвисом (далее -- РТД) в качестве исполнительного продюсера и главного сценариста. Все мы понимаем, что это не просто передача проекта из одних рук в другие, как много раз бывало раньше, это конец целой эпохи, причем эпохи очень значительной, ведь именно РТД вернул сериалу его былую славу, вытащив старого героя 60-х годов прошлого века из ямы забвения, где он находился со времен начала 90-х, и сделал его вновь привлекательным для самой современной и требовательной зрительской аудитории. Поэтому, несмотря на то, что некоторые нововведения РТД, касающиеся подачи образа Доктора и сюжетов эпизодов, вызвали (и вызывают) весьма неоднозначную реакцию у критиков и зрителей, все единодушно признают его заслуги и волнуются о дальнейшей судьбе сериала.


Никто, конечно же, не ждал, что этот спецвыпуск будет веселым. Десятого Доктора любили почти все, даже те, кому РТД не слишком нравился, и, зная умение последнего заставить зрителя лить слезы, многие уже заранее боялись того, что может произойти с героями в Конце Времени, тем более, что нас заранее предупредили, что Дэвид Теннант плакал, прочитав сцену регенерации Десятого Доктора в Одиннадцатого. Добавим к этому многочисленные заявления РТД о том, что финальные спешлы "взорвут ваш мозг". Тем более если учесть, что опыт у него в этом деле есть, и немалый: третий сезон родственного Доктору Кто сериала Торчвуд, вызвавший у части фанатов близкое к истерике состояние в связи с гибелью Янто, финал четвертого сезона Доктора Кто, где закончилась великая любовь и Доктор фактически предал Розу, оставив ее со своим двойником, и финал второго сезона Торчвуда, отобравший у нас Оуэна и Тошико... в общем, было чего бояться, но все-таки (кто б сомневался) мы оказались совершенно не готовы к тому, что увидели, и финальный спешл Десятого Доктора взорвал нам мозг в полном соответствии с обещанием РТД.

alt


Возвращение Повелителей Времени

О том, что "таймлорды" вернутся, было известно довольно давно, по не случайно просочившимся в прессу спойлерам, и если для новой аудитории, впервые познакомившейся с сериалом уже после его возобновления, это было просто интересным сюжетным ходом, то для "старой школы" это должно было стать едва ли не главным событием за все сезоны РТД, поскольку именно "убийство" Галлифрея было у этой части аудитории самым нелюбимым или одним из самых нелюбимых нововведений. Также многие поклонники классики были очень недовольны тем, что РТД сделал Мастера, друга и врага Доктора с давних лет, каким-то невменяемым психопатом, навязав ему галлюцинации в виде барабанного боя, которых у него отродясь не водилось, т.е. не было в классических сериях. И вот в последнем, финальном спешле РТД, мы наконец получили ответ на два этих важнейших вопроса, и заодно на вопрос, почему гибель Галлифрея для Доктора остается незаживающей раной даже спустя многие годы.

Повелители Времени из наблюдателей решили превратиться во всемогущих богов и Доктор их уничтожил, точнее, запер во временной ловушке, чтобы его сородичи в своем безумии не уничтожили Вселенную. Этот сюжетный ход, весьма вероятно, многим также покажется очень спорным, но нам он кажется более чем логичным, ибо удержаться от безумия, зная, что одно твое движение может изменить судьбу вселенной, и уйти по собственной воле ради спасения тех, кто и в десятую долю не столь значителен, когда мог бы спастись сам, может быть весьма и весьма сложным. И это то, что Доктор всегда понимал и поэтому никогда не брал в руки оружие, даже когда от этого зависело спасение жизней его друзей, а не только его собственной.

Совсем недавно, в "Водах Марса", мы видели Доктора, отбросившего в сторону ненужные принципы и вершившего людские судьбы. Точнее, он начал их вершить, и неизвестно до чего бы дошел, если бы капитан Аделаида Брук не выстрелила себе в висок, испугавшись того, во что может превратиться одинокий человек с возможностями бога. Ее самоубийство вернуло Доктора в прежнюю колею -- когда он, имея возможность быть богом, предпочитал оставаться просто человеком, и единственным, что смогло заставить его взять в руки оружие, стала угроза, исходившая от бывших собратьев, то есть угроза уничтожения всего времени как такового, всей существующей истории вселенной (то, что пытались сделать далеки в финале четвертого сезона, между прочим). Таким образом, возвращение Властелинов Времени из просто ожидаемого публикой сюжетного хода превращается в грандиозную аллюзию, неопровержимо доказывающую, что Доктор вовсе не был идиотом, когда отказывался выстрелить первым. Он был просто очень разумен и осторожен, так как знал, что один его выстрел во имя добра может призвать в мир зло, которое впоследствии его уничтожит.


Мастер и "барабанная дробь"

Сумасшествие Мастера стало почти таким же спорным нововведением эпохи РТД, как и уничтожение Галлифрея. По мнению многих, барабанная дробь была странным и лишним сюжетным ходом, очередной "блажью", введенной главным сценаристом непонятно ради чего. Однако в финальном спешле, вместе с тайной гибели Повелителей Времени была также раскрыта интрига сумасшествия Мастера, и как часто бывает у РТД, совершенно лишний сюжетный ход внезапно получил почти безупречное обоснование -- барабанная дробь, которую слышал Мастер на протяжении многих лет была кодом, в нужный момент активировавшим цепь событий, подаривших Повелителям Времени шанс выбраться из клетки, куда их запер Доктор. То есть, Повелители Времени переписали историю Вселенной, внушив Мастеру сводившую его с ума барабанную дробь и вызвав этим разнообразные цепочки событий, которых в прежней "классической" вселенной Доктора Кто попросту не существовало. Возможно, зритель не осудил бы Повелителей Времени за это, в конце концов, жизнь одного стоит жизни целой расы, но цель, ради которой "таймлорды" решили вернуться, оказалась настолько неприглядной, что Мастер со всеми его выходками на этом фоне воспринимается как невинная жертва.

Спасение, которое приходит к главному герою в последнюю секунду из рук его заклятого врага, настолько набивший оскомину штамп современных блокбастеров, что в Докторе РТД такое даже в страшном сне не представлялось, особенно после четырех ударов по красному мусорному бачку, прозвучавших в первой части спешла, и, кстати, оказавшихся вовсе не теми ударами, о которых говорилось в зловещем предсказании скорой смерти Десятого. Однако РТД, как обычно, сумел все перевернуть с ног на голову и превратить откровенный фарс в лучшую драматическу сцену фильма, когда обезумевший от изводящих его разум барабанов Мастер вдруг понимает, что это "сенат" Повелителей Времени принес его в жертву ради собственного спасения, заставив ненавидеть, возможно, того единственного, кто хотел ему помочь, и встает между Доктором и смертью не из каких-то высших соображений, а ради личной мести -- за себя, за свою жизнь, и, может быть, немного за свою несостоявшуюся любовь. В итоге сцену, которая по всем параметрам должна была бы стать худшей сценой в спешле, превращает в шедевр невероятная искренность Мастера, когда он, буквально секунду назад издевавшийся над Доктором за его неспособность выстрелить и вообще хотя бы ответить ударом на удар, не то что ударить первым, внезапно заслоняет его собой не потому, что хочет принести себя в жертву ради Доктора, а потому, что хочет убить своего главного врага, о котором только что узнал -- Лорда-Президента Повелителей Времени.

То, что РТД не пытается представить Мастера мгновенно исцелившимся и возлюбившим ближнего своего отличный, а главное, очень достоверный, т.е. в характере данного персонажа, сюжетный ход. Когда герой Джона Симма получает доказательство того, что звук барабанов в его голове реален и всегда был реален, он испытывает огромное чувство облегчения, потому что понимает, что если он слышит того, чего нет, то значит он сумасшедший. И в то же время он не осознает, как и все сумасшедшие, что звук барабанов, внушенный ему старейшинами Повелителей Времени, уже повредил его разум максимально сильно, и это вновь обретенное знание, по сути, ничего не меняет: Мастер давно сошел с ума и нанесенная его рассудку рана не может исцелиться мгновенно даже в том случае, если ее причина удалена. И когда он решает спасти Доктора, это также не исцеление, а всего лишь проблеск сознания, одно-единственное великое мгновение, когда мы видим в Мастере то, ради чего Доктор хотел его спасти в финале третьего сезона любой ценой и вопреки всему -- не просто последнего оставшегося в живых сородича, а родственную душу.


Доктор и Галлифрей

"...Я солгал, потому что так хотел представить на мгновение, что они все еще живы, под огненно-оранжевым небом. Я не просто Повелитель Времени, я последний Повелитель Времени..."

О том, что Галлифрей погиб, зрители узнали во второй серии с момента возобновления из уст Девятого Доктора, но подробности истории гибели Повелителей Времени выдавались буквально по крупицам на протяжении последующих четырех сезонов. В серии "Далек" Доктор сказал, точнее намекнул, что народ Галлифрея погиб ради победы над далеками, желавшими уничтожить все живое во Вселенной; в серии "Пробка" рассказал, как прекрасна была его погибшая планета; а в серии "Утопия" мы, по сути, получили первый намек на то, что отношения Доктора со своими сородичами были вовсе не безоблачными -- ведь Доктор понятия не имел, что оставшийся в живых Повелитель Времени один из его опаснейших врагов Мастер, а значит, он испугался не конкретного плохого Повелителя Времени, а просто Повелителя Времени, из чего следовал вывод, что опасность представляют все его сородичи, а отнюдь не один гениальный безумец. Но, конечно, тогда никто из нас, зрителей, на этот факт должного внимания не обратил, а стоило. Затем был рассказ Доктора в серии "Барабанная дробь", где он на вопрос Джека отвечает, что его мир был красив, но отнюдь не идеален, и, наконец, уже более чем откровенный намек на то, что с гибелью Галлифрея не все так просто, прозвучал в серии "Конец Путешествия", когда Даврос назвал Доктора "разрушителем миров". Естественно, все подумали, что имелся в виду мир далеков, не обратив внимание на то, что слово "миры" прозвучало во множественном числе, однако Даврос имел в виду именно то, что сказал -- Галлифрей уничтожил Доктор, и как выяснилось, вовсе не для того, чтобы спасти Вселенную от далеков, а чтобы остановить своих обезумевших во Временной Войне сородичей.